Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Урок по художественной лепке. "Изразец"

Иванова Расина Александровна
На сегодняшний день умение работать с глиной входит в список прикладного искусства, начало которого уходит в далекое прошлое.
Изразцы — это керамические изделия для облицовки печей, внутренних стен домов и фасадов. На Руси они известны с 9-го века, но особо популярны стали в 16-17 вв. Название своё изразцы получили от технологической операции, применяемой при их изготовлении. В старину изразцы отминали из глины в деревянные резные формы, которые изрезали узорами, отсюда и название — ИЗРАЗЕЦ.
Изготовление изразцов
Технология изготовления одного изразца довольно проста и не требует особых способностей. Достаточно быть аккуратным и соблюдать последовательность операций. Сделать художественный изразец, авторский, а тем более облицевать ими печь или камин, украсить изразцами фриз здания — это уже высокое искусство, требующее настоящего таланта, школы и опыта.
Чтобы изготовить изразец, в общем, нужно две вещи — изготовить форму и отмять в неё глину. В детстве все мы пользовались подобной технологией, когда лепили из песка куличики. Раньше формы для изразцов делали из дерева, теперь основным материалом для служит гипс. Форму из гипса и сделать проще и повторить, когда она износится. А в хорошую форму можно отмять до 200 изразцов.
Чтобы изготовить форму сначала нужно сделать её эскиз. Это может быть самый простой узор — срисованный или оригинальный. Затем нужно перевести его на предварительно раскатанный глиняный пласт толщиной 2-3 см. и в подвяленном состоянии частично вырезать петлёй, частично долепить. Главное, на этой стадии работы является то, чтобы все углубления в форме имели сечения открытого усеченного конуса, в противном случае, при отминки в них глины, она в этих углублениях застрянет, и изразец не выйдет наружу. Керамисты про такие формы говорят что они сделаны «не на выход».
Аккуратно вылепленную модель подвяливают, замазывают влажной губкой и снимают с неё форму, т.е. делают с неё гипсовый оттиск. Для этого вокруг модели строят опалубку: лучше всего из дощечек и фанеры. Опалубка должна быть прочной и плотно прилегать к модели. Высота опалубки — 6-7 см.
Далее приготавливают гипсовый раствор, для чего гипс заливают водой из расчета 7 частей гипса на 10 частей воды. Впрочем, эти соотношения могут быть разными в зависимости от марки гипса. Гипс затворять водой нужно в так называемой гипсовке. Часто мастера для этой цели используют половину резинового меча. От резины застывший гипс легко отслаивается, поэтому такую гипсовку всегда легко отчистить.
Размешивают гипс в воде специальным приспособлением — мутовкой, которая представляет собой длинную круглую палочку с лопастями на конце. Производимые при этом движения будут в чем-то напоминать движения первобытных людей, добывающих огонь трением при помощи палочки.
Слегка смочив модель водой и смазав при помощи кисточки гипсовым раствором все выступы и углубления, вливайте гипс в опалубку. Через 15-20 минут опалубку можно снимать. Далее просушите гипс вместе с глиняной моделью, а затем разнимайте их. С простых моделей гипс можно снимать практически сразу после его отвердения. Полученную гипсовую форму нужно просушить и она готова к отминке в неё глины. Не старайтесь пересушивать гипс — это не улучшит, а только ухудшит процесс отминки в него изразца.
Сушить изразцы нужно очень осторожно. Каждый мастер знает в своей мастерской место, где не бывает сквозняков, и именно там располагает изразцы для сушки. Сквозняки могут привести к ненужной деформации изразцов, и их, что называется «поведет». Во время сушки мастер не раз должен подойти к изразцам, перевернуть их, и проверить не «повело» ли их, а при необходимости исправить деформацию. Пока изразец не достиг кожетвердого состояния, осуществить это возможно, проводя легкие удары румпой по идеально равной твердой поверхности.
Целью и основной задачей компетенции «Художественная лепка» по своей стратегической задумке проекта стало стремление вдохновить на творчество и научить ремеслу, придать сил для преодоления любых испытаний, помочь обрести уверенность в себе. Помочь человеку с ОВЗ поверить в себя, открыть в себе самом уникальный мир индивидуальных возможностей.
Особое место в проекте занимает работа над программами социальной адаптации людей с ОВЗ, инвалидов, а также разработка комплексных методик, позволяющих реализовать образовательно-просветительские задачи, психолого-педагогические проекты.
Люди с ограниченными возможностями здоровья - это люди-инвалиды, не признанные в установленном порядке людьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
В настоящее время имеется большой опыт использования художественной лепке в ходе социальной адаптации лиц с ограничениями здоровья. Художественная лепка в последнее время стала довольно популярным и эффективным направлением в практике социальной терапии и психотерапии. Именно как социально-психологическая технология играет большую роль в решении целого комплекса задач социальной реабилитации и адаптации. 
К основным категориям людей с ограниченными возможностями здоровья относятся:
  1. Люди с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
  2. Люди с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
  3. Люди с нарушением речи;
  4. Люди с нарушением опорно-двигательного аппарата;
  5. Люди с умственной отсталостью;
  6. Люди с задержкой психического развития;
  7. Люди с нарушением поведения и общения;
  8. Люди с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
К участию в соревнованиях по компетенции «Художественная лепка» допускаются со всеми категориями ОВЗ.
1.1.Актуальность компетенции.
В компетенции «Художественная лепка» показаны возможности применения навыков по работе с художественной керамикой по специальности гончар, выборщик фарфоровых, фаянсовых и керамических изделий, литейщик гипсовых форм, модельщик керамического производства, а также в ряде других специальностей для развития у студентов творческих способностей и владением уникальными инструментами и оборудованием.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»